Всяко - разно

7 829 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Сафронов
    ...Крымский мост теперь всегда "будет напоминать" о поражении пиндосов!Использование Рос...
  • Маргарита Еремина
    И у нас работа не изматывает и достаток средств позволяет вести здоровый образ жизни. А остальное зависит от субъекта...Бойкот голосовани...
  • pmandzhiev Пётр
    https://www.youtube.com/watch?v=u0AV0Y0D_usЗапад окончательн...

«Украина» минус: как Киев превратил в металлолом боевой крейсер

Министерство обороны Украины официально отказалось от недостроенного крейсера «Украина». Судьба корабля остается неопределенной – в боевом строю ему точно не бывать, да и покупатели на него вряд ли найдутся. Простоявшему почти четверть века у причальной стенки Николаевского судостроительного завода уготована судьба «пойти на иголки» – пустят на металлолом.

«Украина»  минус: как Киев превратил в металлолом боевой крейсер

Судьба крейсера «Украина» была предрешена давно, о чем телеканал «Звезда» рассказывал еще почти год назад. Решение о демилитаризации крейсера «Украина», предполагающей снятие всего имеющегося вооружения, и последующей его продаже было принято украинским президентом еще в 2016 году. Но корабль по-прежнему пылился у причальной стенки Николаевского корабельного завода и при всех расходах на его содержание использовался лишь как музей, который можно было назвать разве что, как «убитый флот Украины». И вот теперь после очередного запроса о финансировании военные от него отказались окончательно, предоставив решать судьбу крейсера, вернее того, что от него сталось, судостроителям Николаевского завода.

«Есть такая украинская присказка, которая в переводе звучит: если не съем, то надкушу, – с долей иронии говорит экс-командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов.

– Так и с крейсером «Украина» у них получилось – ни достроить не смогли, ни продать вовремя не захотели. Это говорит о слабости государства, которое не только новый корабль построить не может, но и довести до ума что-то уже начатое не в состоянии. Нам в этой ситуации, как говорил мой батя, остается поднять руку вверх, а потом резко опустить ее с известными словами. Думаю, что в нынешней ситуации корабль банально продадут на металлолом, ни на что другое он уже не пригоден. Но России эта груда железа, тем более ржавого, вовсе не нужна».

Цена крейсера «Украина», который в 1990 году был спущен на воду, а в 1993 году вошел в состав ВМС Украины, но так и не был доведен до ума, сейчас действительно копеечная. Ему не пришлось бороздить не только просторы Мирового океана, но и Черного моря. На винты крейсера, по сути, не намотано ни одной морской мили. Это всего лишь ржавое уже корыто с газотурбинными установками, которые покрылись плесенью. Россия была готова купить этот корабль проекта 1164 (аналогичный крейсеру «Москва») в начале 2000-х за символичную сумму в миллион долларов, чтобы потом его достроить и дооборудовать, но киевские власти хотели тогда выручить за него гораздо больше. Сейчас России «Украина» и даром не нужна – проще и дешевле построить новый корабль такого класса, что успешно и делается на российских судоверфях.

Вряд ли найдется покупатель на «Украину» и в какой-то другой стране. Ну, если только по цене металлолома, где стоимость что за корпус корабля, что за панцирную сетку – одинакова. Так что николаевских корабелов их работодатели в очередной раз банально обманут и найдут какие-то оправдания в отсутствии зарплат. Все возможности этого некогда мощного предприятия были потеряны давно и, похоже, уже бесповоротно.

Николаевский судостроительный завод имени 61-го коммунара, известный еще как судостроительный завод №445, имеет давнюю историю. Он был заложен еще в 1787 году и за свою историю спустил на воду сотни судов и кораблей. В советские времена здесь «клепали» практически все большие противолодочные корабли (БПК), в том числе проекта 61. В довоенные годы, перед Великой Отечественной, николаевские судостроители производили легендарные «Щуки» – дизельные подводные лодки проекта «Щ». Практически весь советский рыболовный флот, который бороздил акватории Тихого и Атлантического океанов, Балтики, Черного моря – тоже был оснащен траулерами николаевского производства.

Ирония судьбы в том, что судостроительный кластер в Николаеве создавался в рамках развития Новороссии, после того, как Российская Империя утвердилась в Северном Причерноморье, в Крыму, и Восточном Причерноморье. То есть это был изначально русский имперский проект. Естественно, что осилить его могла только империя. Во времена СССР кластер бурно развивался. Объективно говоря, суверенная Украина в виде николаевского судостроительного кластера получила огромный военно-промышленный гандикап. Даже сейчас в мире нет ничего подобного, и сравниться с николаевскими судзаводами периода СССР может только гигантская южнокорейская верфь Hyundai Heavy Industries Ulsan Shipyard. Оказалось, что привести в упадок можно даже такое отлаженное и, главное, некогда прибыльное производство – и нынешняя история с «Украиной» наглядно демонстрирует ситуацию на самой Украине.

Ракетный крейсер «Украина» был построен в Николаев в последние годы советской власти, в 1984-1990 годах. Разработка корабля, который первоначально назывался «Комсомолец», а в 1985-1993 гг – «Адмирал флота Лобов», велась в ленинградском Северном конструкторском бюро. Непосредственное строительство уже на николаевских судоверфях. Крейсер относится к проекту 1164 «Атлант» – классу кораблей, занимающих промежуточное положение между тяжелыми крейсерами и эсминцами. В их основные задачи входит уничтожение надводных противника любого ранга, борьба с подводными лодками, решение задач коллективной ПВО, поддержка высадки морского десанта и ряд других функций. «Украину» помимо прочего вооружения предполагалось оснастить морским вариантом ЗРК С-300 «Форт», а также 16 пусковыми установками для противокорабельных ракет «Вулкан».

В 1993 году крейсер в состоянии 75-процентной готовности был выведен из состава ВМФ России и передан флоту Украины. На следующий год киевские власти приняли решение прекратить достройку из-за недофинансирования. В 1998 году президент Кучма принял решение о возобновлении достройки, тогда же появились данные, что уровень готовности корабля составляет 95 процентов. Однако строительство было не завершено даже через 10 лет.

Судьбу «Украины» может разделить и еще один долгострой николаевских корабелов – корвет «Владимир Великий». Его строят с 2005 года и все эти годы рекламируют как будущее ВМС. Готовность «будущего», цена которого составляет 250 миллионов долларов, по словам самих украинских флотоводцев на данный момент составляет… 43 процента! Такими темпами потребуется еще 12-15 лет, чтобы довести корвет до ума. Ну, а там и на металлолом будет пора.

Виктор Сокирко

Источник ➝

Картина дня

))}
Loading...
наверх