Почему Лукашенко не может уволить Макея. Второй центр власти постепенно перетягивает на себя полномочия первого.
Текущие события в Белоруссии имеют много измерений своего прочтения — внутриполитическое, внешнеполитическое, экономическое, социальное, финансовое и так далее. Одним из видов такого прочтения является аппаратное измерение — как видят эти события чиновники, и как они их оценивают с аппаратной точки зрения.
Это весьма важный аспект происходящего, так как чиновники, даже при всем их бесправном положении в республике как винтиков «жесткой» вертикали, тем не менее представляют собой те шарики-подшипники, которые крутят государственную политику. И от их доминирующего мнения, несмотря на весь страх перед главой государства, много чего зависит.
Исходя из такого внутреннего взгляда аппаратчиков, что мы сегодня видим в республике и как можем оценить текущие события?
А видим мы одну простую вещь. Что каким-то «неведомым» образом (к этому мы вернемся позже) главе МИД республики Владимиру Макею удалось стать действительно вторым центром принятия решений в стране. И сегодня можно констатировать невообразимое — Александр Лукашенко не может его уволить без обрушения всей конструкции нынешней власти в республике.
То есть внешне мягкому, послушному, исполнительному и податливому как вата Макею удалось сделать то, что не смогли сделать ни гораздо более могущественные и сильные с политической, административной и силовой точки зрения Михаил Мясникович и Виктор Шейман. Как так произошло? Сегодня многие задают себе такой вопрос, например, один из ведущих белорусских телеграм-каналов «Бульба престолов» по этому поводу пишет следующее:
Любой здравомыслящий чиновник хочет стабильности. Именно с этим, скорее всего, связан такой подъем «западенчества» в Беларуси. Чиновники чувствуют перемены, Лукашенко как персоналия больше не чувствуется «скалой», и они ищут твердую землю в политическом болоте, которое становится всё более вязким. А единственные устойчивые институты созданы Западом.
Тут и ультиматум Медведева логичен, и желание быстро прекратить финансирование Беларуси — если Лукашенко не сменится, то система просто переметнется — из чувства самосохранения. При таких условиях откровенно прозападный Макей — единственное, что удерживает систему от расползания прямо сейчас, как бы удивительно это ни звучало (= Западу не нужны резкие потрясения в Беларуси в условиях сильной геополитической напряженности).
Соответственно, России приходится исходить в своих решениях по Беларуси из того, что Лукашенко уже нет, а есть прозападное (уже не колеблющееся) правительство, и действовать соответственно: находить нарушения в соглашениях, резать льготы и доходы людей системы — скачкообразно усиливать давление, чтобы показать потенциальное будущее «перебежчикам на Запад».
Если гипотеза правильна, то экономическое напряжение скачкообразно будет подниматься, и перед выборами 2019−20 вопрос об ориентации встанет ребром».
И такой взгляд на текущие в республике события с аппаратной точки зрения полностью оправдан. Лукашенко стал допускать серьезные имиджевые (коровы) и содержательные ошибки («Большой разговор», ремонт нефтепроводов и так далее). Он не контролирует идущие в аппарате войны чиновников и приближенных или не понимает, что за ними стоит, или делает вид, что не понимает. Про Макея и его затянувшуюся самостоятельную игру — отдельная и большая песня.
При всем уважении к действующему главе белорусского государства, у многих наблюдателей стало складываться вполне объективное (основанное на многочисленных фактах) ощущение того, что он теряет контроль над ситуацией в республике. И что в этих условиях остается делать России? Она хочет понять, контролирует ли Лукашенко ситуацию. И тут у Москвы один критерий — если он идет на углубление Союзной интеграции, с чем и пришел во власть благодаря Москве, значит, он ситуацию контролирует.
«Александр Григорьевич, Вы управляете еще страной или уже нет?».
Реакция Лукашенко на этот вопрос носит почему-то не рабочий и спокойный административный характер, а очень эмоциональный. Что плохо для руководителя любого уровня, а тем более президента — подчиненные-то всё видят.
Соответственно, вместо решения вопроса и подтверждения своих властных полномочий, Лукашенко демонстрирует Москве эмоции. Но, как известно, Москва слезам и эмоциям не верит. Нужны простые, спокойные, деловые подтверждения своих полномочий в рабочем порядке. И этого почему-то нет.
Соответственно, у многих экспертов возникают справедливые подозрения о том, что столь эмоциональная реакция Александра Лукашенко на этот подспудный вопрос Москвы проистекает из-за того, что по каким-то причинам (субъективным или объективным — это другой вопрос) он уже не может принять те решения, которые принять должен. Но и показать свое административное и политическое бессилие он не может, так как это будет означать крах всей мифологии основанной им системы власти. Поэтому серьезный разговор он и переводит на эмоции.
Но ведь долго такая ситуация продолжаться не может. Геополитическое время сейчас очень ускорилось. И Москва будет идти в своем ритме, не обращая внимания на то, что кто-то не может бежать рядом в одном ритме. Отстал — так отстал. Подберем на обратном пути.
Но такая ситуация в белорусском аппарате заставляет Москву искать тот второй центр власти, и его поиск закономерно (кто читал наши публикации года с 2012—2014 годов) приводит к господину Макею. Да, Макею, при всех его аппаратно-силовых и административных недостатках (о чем был разговор выше), тем не менее удалось создать второй центр власти в белорусском аппарате. И как показывает практика последних месяцев, Александр Лукашенко не может избавиться от этого второго центра. Но он и не может снизить его влияние до безопасных для себя величин.
Как так получилось, что Макею в этой аппаратной войне удалось переиграть и Михаила Мясниковича, и Виктора Шеймана? Очень просто. Ответ на этот вопрос мы дали еще в феврале 2015 года в статье «Хрущев после Сталина: Макей ведет себя как следующий президент Беларуси»:
«Если Макей позволяет себе еще при действующем главе государства такие встречи, которые, напомню, за последние двадцать лет не мог себе позволить ни один премьер-министр или глава администрации, поскольку в рамках выстроенной вертикали власти право проводить такие встречи есть только у главы государства, то это говорит о многом.
Такое в нашей новейшей истории было, и не раз, когда клоуны, банщики, подай-принеси, «сбегай за повтором» по какой-то злой иронии судьбы вдруг становились руководителями страны — Хрущев после Сталина, Горбачев после Андропова в СССР, Шушкевич после Кебича в Беларуси, Саакашвили после Шеварднадзе в Грузии, про Украину и вообще говорить не хочется. Вот и возникает закономерный вопрос — а не видит ли себя, так старательно лепящий из себя образ простого исполнителя-слуги, как и все вокруг, такого подай-принеси Вани-дурачка, Владимир Макей, следующим президентом республики?».
То есть для своей аппаратной победы Макею пришлось вжиться в роль мальчика на побегушках, чтобы у «последнего диктатора Европы» и мысли не возникло (как у Сталина в отношении Хрущева) о том, что тот, кто ползает перед ним на коленях, может быть в состоянии взять власть в свои руки. Что делал Хрущев перед Сталиным? — Усиленно изображал из себя клоуна, пел, плясал, пил, и длань репрессий обходила его стороной — клоун, чё там он может замышлять.
Здесь ситуация аналогичная. Макей на долгие годы (как учили) для выполнения поставленной перед ним задачи хорошо затаился и хорошо играл свою роль мальчика на побегушках. Однако на посылках сумел сколотить себе тот капитал, который перевешивает многое. И выиграл у гораздо более именитых противников. И сегодня даже Лукашенко не может его уволить из аппарата. Соответственно, он смог стать тем вторым центром власти, который перетягивает на себя полномочия первого. Возможно, именно с Макеем и стоит Москве вести переговоры о будущем Союзного государства.
Свежие комментарии