Одной из ипостасей экстравагантного миллиардера Дональда Трампа была роль ведущего популярных реалити-шоу. Безусловно, это в немалой степени помогло ему стать хозяином Белого дома.
Возможно, это отчасти повлияло на то, что и некоторые украинские политики решили испробовать себя в качестве «звезд телеэкрана».
Михаил Саакашвили, пишет украинский еженедельник «2000», стал ведущим ток-шоу «Другая Украина» на телеканале ZIK, а Вадим Рабинович на «112-м» ведет еженедельную программу, которая так и называется «Кто кому Рабинович?».Этот пиар-ход нельзя не признать чрезвычайно удачным, поскольку наиболее полно решает главную политтехнологическую задачу любого политика — не просто доводить до массового избирателя свою позицию по основным злободневным вопросам, но и быть постоянно на виду, не давать забыть о себе, зарабатывать рейтинг остроумными комментариями.
Видимо, использовать возможности телевидения на пользу рейтинга своего патрона решили и политтехнологи политика, которому и так грех жаловаться на малое присутствие на телеэкранах — Петра Порошенко. Как сообщил принадлежащий Ринату Ахметову канал «Украина», с 15 мая Мария Порошенко будет вести рубрику «В ритме спорта» (занятие аэробикой) в утренней программе канала «Ранок с Україною».
Что ж, использование членов семьи политика (как правило, речь идет о национальных лидерах или претендентах на эту роль) — привычная и давно практикуемая политтехнология. Жаклин Кеннеди эффектно дополняла супруга, а сделанное Эльдаром Рязановым интервью с Борисом Ельциным в кругу семьи стало едва ли не самым сильным ходом в его кампании 96-го. Правда, чтобы супруга лидера стала телеведущей, что подразумевает присутствие в эфире на постоянной основе (в данном случае, нужно понимать, практически ежедневно) — такого не припомню.
Впрочем, отсутствие профессиональных навыков у Марины Порошенко особых проблем составить не должно. Очень часто на роль ведущих приглашаются известные персоны, к телевидению доселе отношения не имевшие, и уже дело профи довести такой телепродукт до удобоваримых кондиций. К тому же расчет, видимо, не на то, что миллионы украинцев (особенно украинок) будут начинать свой день с утренней зарядки вместе с Мариной Порошенко. Основной эффект ожидается получить от собственно информационной волны, вызванной тем, что супруга президента будет вести утреннюю гимнастику на телевидении.
Количество услышавших об этом будет наверняка на несколько порядков больше, чем тех, кто регулярно или эпизодически смотрит ее рубрику в обычно малорейтинговых (по объективным причинам) утренних программах. Главный же месседж — супруга президента не только поддерживает себя в форме и тонусе (отмечу, что это действительно заметно), ведет здоровый образ жизни, но и пропагандирует его для всей страны. Возможно, предполагается и такой контекст — в семье президента со здоровым образом жизни все в порядке, а его порой не самый «цветущий» вид вызван исключительно тяжкими государевыми заботами.
Но не зря я вспомнил выше Жаклин Кеннеди и Наину Ельцину (в контексте интервью с ее супругом): их объединяет благожелательное отношение к ним общества (в последнем случае даже куда больше, чем к собственно первому лицу), но насколько же это разные типажи! «Икона стиля» и пожилая домохозяйка, добрая жена, мать и бабушка, без всякого намека на высокомерие и тщеславие.
Наверное, только такой типаж первой леди было готово принять в тот момент российское общество, самое наглядное свидетельство чему — его крайне негативная реакция на предшественницу Наины Иосифовны — Раису Горбачеву. Дебют же Марины Порошенко в качестве телеведущей — явная заявка на роль первой леди а-ля Жаклин Кеннеди или Раиса Горбачева (пусть и в более скромных масштабах)
Поэтому, боюсь, значительная часть электората (особенно люди постарше, а также консервативная ее часть) воспримет новую ипостась жены президента достаточно «раздраженно». Но, с другой стороны, новый имидж выглядит очень «европейски», и это может импонировать другой, «продвинутой», части общества.
В общем, трудно дать однозначную оценку такого политтехнологического приема, но думаю, в любом случае его электоральные последствия вряд ли выйдут за рамки статистической погрешности или качнут рейтинги президента в ту или иную сторону. Главное же то, что к моменту выборов (даже если они вдруг состоятся уже через несколько месяцев), на которых каждые доли процентов идут в «копилку», весь «эффект новизны», способный дать дополнительные электоральные бонусы, пройдет. К тому времени первая леди в утреннем эфире будет восприниматься как данность (если телепроект не закроется вовсе).
Но нельзя исключать и того, что утренняя аэробика — лишь старт более масштабного и длительного проекта по превращению Марины Порошенко в украинскую «Жаклин Кеннеди», которая должна заметно «подсобить» супругу. В этом случае приходится констатировать, что проект чрезвычайно рискованный и может привести к результатам (причем ощутимым), прямо противоположным тем, на которые рассчитывают его авторы.
Впрочем, при всех предварительных раскладах (относительно предрасположенности украинцев к тому или иному «типу» первой леди) очень много зависит от нее самой, как она сама себя подаст в этой роли. А это действительно непредсказуемо.
И, к слову, об «авторах». Как часто предлагаемые подчиненными идеи имеют «сверхзадачей» не реальные интересы дела, а банальное желание потрафить начальству, сыграть на его слабостях и тщеславии. Так приближенные Леонида Ильича, убеждая его принять очередную награду, доказывали, что это еще больше поднимет его и без того высочайший авторитет в глазах советского народа и прогрессивного человечества.
Нельзя однако исключить, что и в данном случае главный смысл «проекта» в том, чтобы польстить первой леди (ну какой женщине не понравится высокая оценка ее физической формы) и добиться ее благорасположения. Ведь наверняка определенным влиянием на супруга она располагает. Причем исходить идея может не от политтехнологов Банковой, а от самого канала «Украина», точнее, естественно, от политтехнологов его владельца. В таком случае это их безусловная удача.
Свежие комментарии