На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Всяко - разно

8 264 подписчика

Свежие комментарии

  • Артур Сайбулаев
    Не стоит недооценивать русский народ. Что бы не писал автор статьи, в наших жилах течет кровь наших предков, а ведь т...Что будет с миром...
  • авдей НА
    Каждый народ имеет то правительство какое имеет на сегодняшней моментЗапад не поможет....
  • Кошмар
    Долго ты свои мысли в кучу собирал, девочка на горшке. Оно и понятно, если ума с детства нет, то и в 50 лет не будет....Исламский мир вст...

В погоне за «отсталой» Россией

Военно-морские силы США вынуждены де-факто признать безальтернативность российской концепции строительства военно-морского флота будущего и на практике следовать таковой.

Случилось неслыханное! Военно-морские силы США заказали серию новых многоцелевых фрегатов европейского дизайна. Речь идет об универсальных фрегатах франко-итальянского проекта FREMM.

Событие более чем знаменательное. Причем сразу в нескольких отношениях.
Во-первых, Соединенные Штаты, почитающие себя величайшей морской державой всех времен и народов, никогда не падали так низко, чтобы заимствовать у других стран хотя бы проекты боевых кораблей основных классов. Очень похоже на то, что американская конструкторская школа в сегменте проектирования универсальных боевых единиц класса «фрегат-эсминец», после почти сорока лет непрерывного серийного производства одной и той же модели – ракетного эскадренного миноносца типа «Арли Берк» элементарно приказала долго жить. За такое гигантское время не удивительно, что иных уж нет, а те далече!

Подтверждением этому служит тот факт, что отдельные все-таки имевшие место в указанный период попытки смастерить нечто принципиально новое заканчивались для заокеанских мыслителей с провальным треском.

Здесь стоит напомнить печальную эпопею эсминца-«невидимки» типа «Замволт», который оказался настолько чудовищно дорогим, что его серию моментально уменьшили в десять раз – с 32 до трех единиц. То есть, фактически, лишили флот возможности планомерной замены действующих кораблей.

Но и этого мало. Под вопросом оказалось и само боевое предназначение этих странных кораблей, найти которое в США до сих пор не могут. Такая себе безделушка за 8 миллиардов долларов штука:

«В ВМС США стали задумываться об их потенциальном боевом применении. Если по первоначальным планам это должен был оказаться корабль нанесения сокрушительного ракетного удара практически по любым объектам противника, включая объекты береговой зоны, то потом и эти планы пришлось корректировать. Из «Замволта» стали «лепить» корабль боевой поддержки высадки десанта, морских пехотинцев. И тогда уже сами отцы-командиры ВМС США стали активно чесать затылки, размышляя над тем, а стоит ли игра свеч. Корабль поддержки за 8 млрд долларов? Сильно даже для США с их работающим печатным станком.

Действительно, более чем странная ситуация – проектировать невероятно дорогой ракетный эсминец, наделять его технологией стелс, и всё для чего? Для того чтобы идти в группе с обычным десантным кораблём, само присутствие которого автоматически делает стелс-технологию, реализованную на другом корабле, бесполезной. Проще говоря, десантный корабль будет лишь помогать противнику обнаруживать «Замволт» за многие морские мили, а также ориентировать на применение того или иного вооружения.»

Дорогостоящая иллюзия Пентагона эсминец USS Zumwalt (DDG-1000).

Не менее провальной оказалась и якобы прорывная американская идея строительства флота так называемых «литоральных», то есть прибрежных кораблей. Прибрежных, разумеется, в строго американском смысле — к вражескому берегу. Оный флот, по замыслу его создателей, должен был стаями рыскать у вражеских берегов, грозя неприятелю полной блокадой.

 

На деле же вышло, что пока таковой, тоже весьма недешевый, флот строили, защита побережья стран, потенциальных жертв агрессии США настолько усилилась, что этим, в сущности, маломощным пиратским корабликам там просто стало нечего делать. Если конечно не считать «делом» перспективу их скоропостижного затопления вражескими ракетами.

Мертворожденная идея — «литторальный» корабль ВМС США USS Independence (LCS-2).

И, наконец, последняя по времени попытка американских стратегов произвести революцию в военно-морском деле, похоже, так же близится к вполне закономерному фиаско. Речь, в данном случае, об изначально широко разрекламированном, но, как оказалось, крайне плохо продуманном плане создания большого флота ударных беспилотных боевых кораблей. Идея выглядела очень заманчивой. Мыслилось использовать эти автоматические кораблики в самых опасных ситуациях и во всех видах боевых действий, не неся при этом никаких человеческих потерь.

Морской беспилотник – обоюдоострое оружие ВМС США.[/caption]

Но уже с первых шагов реализации этого прожекта вдумчивые люди стали указывать на его сомнительную боевую ценность. И, прежде всего, на то, что вся эта радиоуправляемая армада может быть легко выведена из строя, или даже обращена против самих США, путем элементарного перехвата управления. В чем та же Россия, обладающая самыми передовыми в мире системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), весьма преуспела.

В общем, пока за океаном соображали, как им быть с этим мертворожденным дитём, пришла беда откуда не ждали. Израильский военно-морской флот объявил, что отказывается от дальнейших экспериментов с беспилотными боевыми кораблями, поскольку практика их экспериментального использования показала крайнюю ограниченность реальных возможностей таковых:

«Многолетний опыт испытаний подобных катеров и даже их оперативное применение для задач патрулирования, надводных боевых операций, разведки и использования в качестве приманки для противника показал, что пользы от них мало, если она вообще есть. Причины – низкая энерговооружённость, живучесть (включая электронных систем) при сильном волнении моря, сложности управления этими катерами в море. Использовать их вдоль побережья Ливана и Сирии в силу названных причин нельзя, а использовать только у побережья Газы – не имеет особого смысла с экономической точки зрения.»

С учетом того, что израильтяне, которые много раньше занялись этими опытами, поставили на них жирный крест, можно не сомневаться, что их печальные выводы самым фатальным образом отразятся и на американских «безэкипажных» амбициях.
И вот теперь Америка уже опустилась до того, что заимствует конструкцию будущих универсальных кораблей своего надводного флота у европейских братьев меньших. Именно так! Ведь нынешняя основа ВМС США — эсминцы класса «Арли Берк» естественным образом приближаются к своей кончине. А новых почти не строят.
Но и это, оказывается, еще не весь букет!

Решение сделать ставку на фрегаты европейского класса FREMM может быть признаком куда более глубокого кризиса ВМС США, чем это может показаться на первый взгляд.

Как известно, одним из самых ярких исторических отличий американского флота всегда была его склонность к гигантомании. Америка всегда строила самые большие в мире надводные корабли, находя в этом некое удовлетворение своих болезненных великодержавных амбиций. До поры до времени это себя оправдывало. У них даже эсминцы разжирели до 10 тысяч тонн водоизмещения.

И вдруг выяснилось, что все эти монстры в реальной действительности сегодняшнего дня являются, прежде всего, отличными, крупноразмерными мишенями для нового поколения противокорабельных гиперзвуковых ракет, против которых у них просто нет никакой защиты. И, стало быть, чем больше такой корабль и чем дороже он стоит, тем более он уязвим и тем меньше финансовых возможностей построить их в необходимом количестве с учетом неизбежных крупных потерь.

Иначе говоря, концентрация военно-морских вооружений на относительно немногочисленных крупных кораблях флота, а история с баснословно дорогим «Замволтом» показала, что, при сохранении нынешних тенденций гигантомании, это будут действительно штучные экземпляры. А это означает, в условиях современной войны, молниеносную гибель такого флота без возможности его быстрого восстановления.

Вот что пишет по этому поводу компетентный автор российского военного издания:

«Если, к примеру, для насыщения ПВО некоей корабельной группы понадобится 12 ПКР «Калибр», то это означает, что корабль типа «Горшков», израсходовав весь боекомплект из 16 ракет, добьется 4 попаданий ПКР во вражеские корабли. А вот атакующий в тех же условиях фрегат проекта 22350М с 24 ПКР на борту добьется уже не 4, а 12 попаданий: из 24 его ПКР 12 пойдут на насыщение ПВО, а остальные 12 поразят цели. В нашем примере мы видим, что увеличение боекомплекта всего в 1,5 раза способно в определенных условиях обеспечить втрое больший эффект!

Разумеется, автор настоящей статьи не осведомлен о ТТХ ПКР «Циркон», но у него есть большое сомнение, что даже полнокровная АУГ США сможет пережить залп 48 гиперзвуковых ракет, произведенный фрегатом проекта 22350М из положения слежения в ходе боевой службы. Это не делает, конечно, один наш корабль равным АУГ по своим возможностям, но фактически фрегат проекта 22350М будет представлять для АУГ образца 2030 г. опасность большую, чем представлял советский ракетный крейсер «Атлант» для АУГ образца 1980 г. А таких фрегатов у нас предполагается построить 12 шт.»

И вот, похоже, командование ВМС США делает первый, робкий пока шаг в направлении отказа от традиционного для Америки, но становящегося все более опасным и бесперспективным военно-морского гигантизма. Новые фрегаты проекта FREMM будут существенно меньше уходящей в историю классики — эсминцев «Арли Берк». И, соответственно, будут нести значительно меньше основного вооружения. То есть в ВМС США начинает постепенно внедряться принцип рассредоточения морского оружия на большем количестве менее габаритных боевых платформ.

Но здесь следует подчеркнуть, что это не столько даже европейская концепция военно-морского строительства, где особой склонности к гигантомании никогда и не было, сколько российская, которая является сознательным стратегическим выбором из нескольких фундаментальных стратегий. В России, в отличие от Европы, многие годы велись острые дискуссии именно на эту тему — каким кораблям, большим крейсерам и авианосцам, или сравнительно небольшим универсальным платформам отдать главное предпочтение? И сегодня вполне очевидно, что в полном соответствии с логикой морской войны будущего, Россия сделала полностью осознанный выбор в пользу второго пути.

Не удивительно, что основные параметры новых американских фрегатов, как по их основным конструктивным размерениям, так и по номенклатуре бортового вооружения, больше всего напоминают ракетные фрегаты ВМФ РФ проекта 22350 «Адмирал Горшков» и, особенно, планируемую к производству в ближайшее время модификацию 22350М. Примерно одинаковое водоизмещение – 6-7 тысяч тонн и количественно равный состав ударного и оборонительного ракетного оружия.

Обратите внимание! Это новейший американский клон европейского фрегата FREMM даже внешне практически неотличим от российского фрегата проекта 22350 «Адмирал Горшков».

Получается, что командование ВМС США после многих лет блужданий в стратегических потемках, было вынуждено признать, что российская концепция строительства военно-морского флота как, прежде всего, совокупности достаточно большого количества сравнительно небольших боевых единиц, куда более перспективна, нежели полностью устаревшая американская ставка на концентрацию военной мощи на максимально крупных надводных платформах.

По сути дела, даже не Европа, а именно Россия сегодня является законодателем мировой военно-морской «моды», веяниям которой вынуждена последовать и некогда заносчивая и не признававшая никаких чужих авторитетов Америка.
Тем более, что российский ВМФ находится буквально на пороге перевооружения своих ракетных кораблей гиперзвуковым оружием, аналогов которого ни у европейских стран-членов НАТО, ни у самих США просто нет, как нет и эффективного «противоядия» против него! Характерно, в этом смысле, что даже новые ракетные фрегаты FREMM американцы вынужденно планируют вооружать обычными системами ракетного оружия, которые заведомо не способны эффективно противостоять ударным российским «Цирконам» и морским противоракетам семейства «Полимент-редут».

Вот так на практике выглядит мифическая российская «военно-морская отсталость», в сравнении с которой США оказались в непривычном для себя положении реально отстающих и догоняющих.

Юрий Селиванов

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх