На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Всяко - разно

8 269 подписчиков

Свежие комментарии

  • Артур Сайбулаев
    Не стоит недооценивать русский народ. Что бы не писал автор статьи, в наших жилах течет кровь наших предков, а ведь т...Что будет с миром...
  • авдей НА
    Каждый народ имеет то правительство какое имеет на сегодняшней моментЗапад не поможет....
  • Кошмар
    Долго ты свои мысли в кучу собирал, девочка на горшке. Оно и понятно, если ума с детства нет, то и в 50 лет не будет....Исламский мир вст...

Путин определил стратегию России на годы вперед

Президент России Владимир Путин на встрече с доверенными лицами в прошедший вторник сформулировал вопрос стратегических целей Российского государства на ближайшие шесть лет. Среди основных направлений развития страны он назвал высокие технологии, науку, инфраструктуру, здравоохранение и образование.

«Вот это все — для рывка вперед. Вот это сверхзадача», — отметил Путин.

Отказаться от «дорогого и близкого»

Вопрос кардиолога Лео Бокерии, который касался сверхзадачи для России на следующие шесть лет прозвучал уже под конец встречи Путина с доверенными лицами. В силу этого ответ президента был, с одной стороны, достаточно конкретным и ясным, но при этом лишен многих существенных деталей, раскрывающих смысл задуманного и методику действий для достижения конечной цели.

В ответе на вопрос Путин назвал сверхзадачей для России рывок в развитии по ключевым направлениям, включая экономику, здравоохранение, науку, инфраструктуру, госинституты и так далее. По словам президента, это необходимо сделать для самосохранения страны, чтобы обеспечить ее будущее и конкурентоспособность.

При этом глава государства подчеркнул, что такого рода программа потребует не только максимальной концентрации сил, но и сознательного отказа от «дорогого и близкого», способного стать препятствием для движения вперед.

«Как бы нам ни хотелось цепляться за что-то, что кажется дорогим и близким, все, что мешает движению вперед, должно быть зачищено и отброшено», — подчеркнул глава государства.

Очевидно, более подробно программа действий следующего шестилетнего периода будет изложена в послании к Федеральному собранию, с которым, как ожидается, Владимир Путин публично выступит уже на следующей неделе. Пока же мы можем постараться обрисовать те реальные вызовы, с которыми предстоит столкнуться России уже в ближайшее время — и оценить, насколько масштабная задача стоит перед страной и ее руководством.

Баланс доходов и расходов

Одним из безусловных поводов для оптимизма в вопросе формулирования программы развития для России является ситуация с доходами государства. И здесь вполне закономерно выглядит значительное увеличение расходной части российского бюджета, прослеживаемое в проекте закона о федеральном бюджете на 2018 год и на период до 2020 года, который был опубликован еще в начале декабря.

Связано это, в первую очередь, с медленным, но уверенным процессом восстановления российской экономики, определяемым как структурными реформами, так и общим улучшением мировой экономики. Еще одним фактором стала постепенная адаптация российской экономики к западным санкциям и переход на перспективные рынки, им не подверженные. Наконец, сыграло свою роль восстановление приемлемых нефтяных и газовых цен, которые помогают не только наполнять российский бюджет, но и осваивать новые проекты добычи, транспортировки и переработки нефтегазового сырья.

Такие тенденции позволяют правительству страны уверенно заявлять о позитивных сдвигах в бюджетной сфере. Так, согласно недавнему заявлению министра экономического развития Максима Орешкина, федеральный бюджет России по итогам 2018 года может быть исполнен с профицитом около 1,5% ВВП. Сдержанный оптимизм проявил и министр финансов Антон Силуанов, не исключивший выхода российского бюджета в профицит уже в этом году на фоне сохранения текущей мировой и российской экономической динамики.

Напомним, в 2017 году дефицит федерального бюджета, по предварительной оценке Минфина России, составил 1 трлн 336 млрд рублей, или 1,4% ВВП, а с профицитом российский бюджет был исполнен в последний раз в 2011 году, составив 0,8% ВВП. С тех пор российский бюджет все время находился в «красной зоне», что вынуждало государство использовать для его балансировки различные резервные фонды, благоразумно накопленные в «тучные» годы высоких нефтяных цен и бурного роста российской экономики в начале 2000-х годов.

Однако исключительно макроэкономической конъюнктурой ожидания правительства не ограничиваются. В качестве источника поступлений российского бюджета будет рассматриваться и налоговый маневр, связанный с увеличением налогов на предметы роскоши и введения налога на продажи, а также назревшие шаги по изменению ставки подоходного налога и реформе пенсионного обеспечения. Такая последовательная работа с доходами бюджета позволит обеспечить финансирование стратегических задач для всей страны.

Как ожидается, в послании Федеральному собранию 9 февраля президент Путин сможет сфокусироваться на повышении капиталовложений в здравоохранение, образование и инфраструктуру, которое, возможно, достигнет небывалой цифры в 30% роста. Не исключено, что послание в этом отношении будет даже более прорывным документом, нежели федеральный бюджет 2018–20 годов — и заложит в него массу корректирующих параметров.

Направление главного удара

Поставленные перед российской государственной машиной стратегические задачи радикально изменяют приоритеты в «общественном договоре», существовавшем в прошлом. Фактически, речь идет о том, что Россия пытается уйти от модели «классического капитализма», в которой низкие налоги сопутствуют весьма скромному вовлечению государства в социальную сферу — образование, здравоохранение и науку.

Теперь уже ясно, что такого рода радикальный поворот дался непросто: до последнего момента чиновники обсуждали возможность введения «софинансирования» в государственном здравоохранении и образовании, которое переложило бы часть пока еще бесплатных услуг на их потребителей. Безусловно, это ударило бы по самым незащищенным категориям российских граждан — пенсионерам, студентам, малоимущим гражданам.

Выбранный же вариант позволяет перераспределить бремя расходов на все общество — и, в первую очередь, на людей богатых. И, конечно, использовать благоприятную мировую экономическую ситуацию для реформирования страны.

Более того, ставка на образование, здравоохранение и науку, по сути, противоположна прошлым устремлениям, которые формулировались в известном выражении «энергетическая сверхдержава». При таком росте социальных расходов, с учетом мощного вовлечении государства в этот процесс, главный упор переносится с освоения природных ресурсов на развитие человеческого капитала: углеводороды в этом случае рассматриваются исключительно как база для рывка в будущее.

В целом, такого рода сдвиг приоритетов практически неизбежен — накопленная демографическая динамика России задает либо стабилизацию, либо же весьма скромный рост ее населения. В подобной ситуации любые экономические и, как следствие, политические успехи возможны лишь при качественном улучшении человеческого капитала. Которое, в свою очередь, невозможно без разумной и долгосрочной государственной политики в высоких технологиях, науке, инфраструктуре, здравоохранении и образовании.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх