Всяко - разно

7 940 подписчиков

Свежие комментарии

  • Игорь Тихонов
    Не думаю, что батька допустит в Белоруссии майдан.. И плевать ему на санкции и гейропу! И потом, сфальсифицировать м...Тихановская не пр...
  • Вениамин Солнцев
    250 и 700 км\час - это что за скорость для спутника?Американские воен...
  • виктор Сидоров
    Этих трех идиоток без мозгов, но со спиральями надо примерно наказать. Незнание Закона не освобождает от ответственно...Тихановская не пр...

Путин определил стратегию России на годы вперед

Путин определил стратегию России на годы вперед

Президент России Владимир Путин на встрече с доверенными лицами в прошедший вторник сформулировал вопрос стратегических целей Российского государства на ближайшие шесть лет. Среди основных направлений развития страны он назвал высокие технологии, науку, инфраструктуру, здравоохранение и образование.

«Вот это все — для рывка вперед. Вот это сверхзадача», — отметил Путин.

Отказаться от «дорогого и близкого»

Вопрос кардиолога Лео Бокерии, который касался сверхзадачи для России на следующие шесть лет прозвучал уже под конец встречи Путина с доверенными лицами. В силу этого ответ президента был, с одной стороны, достаточно конкретным и ясным, но при этом лишен многих существенных деталей, раскрывающих смысл задуманного и методику действий для достижения конечной цели.

В ответе на вопрос Путин назвал сверхзадачей для России рывок в развитии по ключевым направлениям, включая экономику, здравоохранение, науку, инфраструктуру, госинституты и так далее. По словам президента, это необходимо сделать для самосохранения страны, чтобы обеспечить ее будущее и конкурентоспособность.

При этом глава государства подчеркнул, что такого рода программа потребует не только максимальной концентрации сил, но и сознательного отказа от «дорогого и близкого», способного стать препятствием для движения вперед.

«Как бы нам ни хотелось цепляться за что-то, что кажется дорогим и близким, все, что мешает движению вперед, должно быть зачищено и отброшено», — подчеркнул глава государства.

Очевидно, более подробно программа действий следующего шестилетнего периода будет изложена в послании к Федеральному собранию, с которым, как ожидается, Владимир Путин публично выступит уже на следующей неделе. Пока же мы можем постараться обрисовать те реальные вызовы, с которыми предстоит столкнуться России уже в ближайшее время — и оценить, насколько масштабная задача стоит перед страной и ее руководством.

Баланс доходов и расходов

Одним из безусловных поводов для оптимизма в вопросе формулирования программы развития для России является ситуация с доходами государства. И здесь вполне закономерно выглядит значительное увеличение расходной части российского бюджета, прослеживаемое в проекте закона о федеральном бюджете на 2018 год и на период до 2020 года, который был опубликован еще в начале декабря.

Связано это, в первую очередь, с медленным, но уверенным процессом восстановления российской экономики, определяемым как структурными реформами, так и общим улучшением мировой экономики. Еще одним фактором стала постепенная адаптация российской экономики к западным санкциям и переход на перспективные рынки, им не подверженные. Наконец, сыграло свою роль восстановление приемлемых нефтяных и газовых цен, которые помогают не только наполнять российский бюджет, но и осваивать новые проекты добычи, транспортировки и переработки нефтегазового сырья.

Такие тенденции позволяют правительству страны уверенно заявлять о позитивных сдвигах в бюджетной сфере. Так, согласно недавнему заявлению министра экономического развития Максима Орешкина, федеральный бюджет России по итогам 2018 года может быть исполнен с профицитом около 1,5% ВВП. Сдержанный оптимизм проявил и министр финансов Антон Силуанов, не исключивший выхода российского бюджета в профицит уже в этом году на фоне сохранения текущей мировой и российской экономической динамики.

Напомним, в 2017 году дефицит федерального бюджета, по предварительной оценке Минфина России, составил 1 трлн 336 млрд рублей, или 1,4% ВВП, а с профицитом российский бюджет был исполнен в последний раз в 2011 году, составив 0,8% ВВП. С тех пор российский бюджет все время находился в «красной зоне», что вынуждало государство использовать для его балансировки различные резервные фонды, благоразумно накопленные в «тучные» годы высоких нефтяных цен и бурного роста российской экономики в начале 2000-х годов.

Однако исключительно макроэкономической конъюнктурой ожидания правительства не ограничиваются. В качестве источника поступлений российского бюджета будет рассматриваться и налоговый маневр, связанный с увеличением налогов на предметы роскоши и введения налога на продажи, а также назревшие шаги по изменению ставки подоходного налога и реформе пенсионного обеспечения. Такая последовательная работа с доходами бюджета позволит обеспечить финансирование стратегических задач для всей страны.

Как ожидается, в послании Федеральному собранию 9 февраля президент Путин сможет сфокусироваться на повышении капиталовложений в здравоохранение, образование и инфраструктуру, которое, возможно, достигнет небывалой цифры в 30% роста. Не исключено, что послание в этом отношении будет даже более прорывным документом, нежели федеральный бюджет 2018–20 годов — и заложит в него массу корректирующих параметров.

Направление главного удара

Поставленные перед российской государственной машиной стратегические задачи радикально изменяют приоритеты в «общественном договоре», существовавшем в прошлом. Фактически, речь идет о том, что Россия пытается уйти от модели «классического капитализма», в которой низкие налоги сопутствуют весьма скромному вовлечению государства в социальную сферу — образование, здравоохранение и науку.

Теперь уже ясно, что такого рода радикальный поворот дался непросто: до последнего момента чиновники обсуждали возможность введения «софинансирования» в государственном здравоохранении и образовании, которое переложило бы часть пока еще бесплатных услуг на их потребителей. Безусловно, это ударило бы по самым незащищенным категориям российских граждан — пенсионерам, студентам, малоимущим гражданам.

Выбранный же вариант позволяет перераспределить бремя расходов на все общество — и, в первую очередь, на людей богатых. И, конечно, использовать благоприятную мировую экономическую ситуацию для реформирования страны.

Более того, ставка на образование, здравоохранение и науку, по сути, противоположна прошлым устремлениям, которые формулировались в известном выражении «энергетическая сверхдержава». При таком росте социальных расходов, с учетом мощного вовлечении государства в этот процесс, главный упор переносится с освоения природных ресурсов на развитие человеческого капитала: углеводороды в этом случае рассматриваются исключительно как база для рывка в будущее.

В целом, такого рода сдвиг приоритетов практически неизбежен — накопленная демографическая динамика России задает либо стабилизацию, либо же весьма скромный рост ее населения. В подобной ситуации любые экономические и, как следствие, политические успехи возможны лишь при качественном улучшении человеческого капитала. Которое, в свою очередь, невозможно без разумной и долгосрочной государственной политики в высоких технологиях, науке, инфраструктуре, здравоохранении и образовании.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

))}
Loading...
наверх